НАШИ ПУТЕШЕСТВИЯ

Многие ребята из кружка "Стильные штучки" посещают второй мой кружок туризма "Вита"
где они ходят в походы и путешествия. 
Хочу рассказать о прекрасном месте где мы побывали.
ХРАМ В ОБЛАКАХ.
В 17 километрах от города Качканара на высоте 843 м над уровнем моря, среди скал, есть «Земля Санникова». На маленьком пятачке Михаил Санников – бывший «афганец», а теперь «буддист», как называют его местные жители, - живет больше шести лет. Вместе с единомышленниками строит храм.
 С помощью коллег из горно-металлургического колледжа и военно-патриотического клуба «Зеленые береты»  г. Качканар ребята из нашего города  побывали в этом храме.

Дорога в небо.
Качканар и его окрестности – красота неописуемая. Особенно поздней осенью. Если смотреть из города можно увидеть как вдалеке возвышается большая золотая гора в форме правильного треугольника. До карьера нас довезли на автобусе, и вот начался затяжной пятикилометровый  подъем на гору.
Пройдя первые несколько  метров,мы  попали в зимнюю сказку.



Для того чтобы попасть в монастырь нужно взять входные билеты (стройматериалы).


















"Витовцы."  г. Ревда














Руководитель качканарского клуба "Зеленые береты" Владимир Яблоков.

  «Билеты» несли все, кто кирпичи а кто доски. Даже мы педагоги женщины. Мне и второму руководителю   дали 6 метровую доску толщиной 25 мм. Нужно было пройти с ней  может с километр   в гору по узкой тропинке до монастыря.  
 Подъем к монастырю становился все круче и доска с каждым шагом оттягивала плечи а кроссовки скользили (уже 8 лет веду туризм а обувь походную не могу себе приобрести, финансы однако не позволяют)). 
    Я  и коллега  решили не поднимать на крутые скалы свою ношу. И оставили ее у тропы.  Как потом было обидно, что до монастыря мы не донесли доску 50 метров!!! 

Даже не верится что поездка была 4 ноября кажется глядя на это фото - это колючий январь. 







ступа







центральный вход в монастырь







внутренний дворик






 во внутреннем дворике






живность монастыря







любопытный







зимовка в горах



если 1 удар - вы заблудились и просите помощь
2 удара - вы донесли входные билеты (стройматериалы)
 и готовы к общению и участию в строительстве монастыря
3 удара -  означают что вы приехали с ночевкой








на вершине метель и туман.












         Ребятам не удалось поговорить с самим создателем монастыря, у него были высокие гости. 
 Привожу беседу (взято из интернета) Михаила и корреспондента газеты «Качканарский рабочий»:  Михаил –  общительный, остроумный, ироничный человек. - Как же вы здесь живете – без электричества, телевизора, газет? – задавал вопрос сотрудник газеты Михаилу вопрос, естественный для испорченных благами цивилизации людей.  - Смотрю на небо – чистое, без дыма. Значит, войны нет. А остальное – неважно, - полушутя ответил Михаил.
Как Санников стал "амбарной мышью"
О войне он сказал не просто так: 4 года оттарабанил в стреляющих горах Афганистана. Под конец службы это и случилось. Во время одной из операций вдруг увидел через оптический прицел снайперской винтовки, как лошадь, навьюченная душманским грузом, взбирается по узкой горной тропе и… плачет крупными слезами. Когда по бедной животине приказали стрелять – отказался наотрез.
У Михаила был выбор: либо отбывать наказание на вредном химическом производстве, либо – в горно-спасательной службе (тот же штрафбат). Санников предпочел последнее: все-таки свежий воздух. Шесть (!) лет, как он выразился, таскал мешки в горах (уже не в Афгане).
В 27 лет вернулся в родную Пермскую область. О послеармейских временах вспоминает так: женился, построил дом, работал на речном флоте. А еще много размышлял о смысле жизни. Начал интересоваться религиозными вопросами.
- На войне либо становятся безбожниками: если Бог есть, то как он мог такое допустить? Либо, наоборот, приходят к Богу, - говорит Санников, разливая по кружкам свой любимый зеленый чай.
- Мне повезло: я вовремя встретил одного человека, - продолжает рассказ наш собеседник. – Он-то и поведал притчу, которая спасла меня от религиозных метаний. Летает воробей над полем, тут зернышко найдет, там чего клюнет. Вдруг видит – мышь на камне лежит, - греется на солнышке. Он к ней подлетает, спрашивает: «Ты чего это, мышь? Почему пищу не ищешь?» Мышка ему и отвечает: «А на что мне? Я же в амбаре живу!»
Непонятно только на первый взгляд. Воробей – это человек, который ищет смысл в жизни. К одному учению пристанет, к другому, так и останется ни с чем. А «мышь» уже нашла свою религию – и в ее распоряжении – все зерна священных знаний, скопленных за тысячелетия.
Михаил в качестве «амбара» выбрал буддизм – самую древнюю из 4-х мировых религий. В 28 лет он решил стать монахом. Поступил в буддийский монастырь, что находится в 25 км от Улан-Удэ в поселке Верхние Иволги.
Жизнь в монастыре
Главное, пожалуй, отличие буддийских монастырей от христианских – в них нет обряда пострига, после которого человек уже не может вернуться в мирскую жизнь. Буддийским «инокам» - хуваракам, что переводится как слушатель – предоставляется свобода выбора, они вольны покинуть монастырь в любой момент. Каждый сам решает свою судьбу.
Ведь главный постулат буддизма – ответственность. За свои мысли, действия. Плохой поступок нельзя «аннулировать», исповедавшись перед священником. Его придется искупать в этом или следующем рождениях. Будда говорил: «Чтобы понять, что вы делали в прошлых жизнях, взгляните на свою теперешнюю жизнь. Чтобы узнать, каким будет ваше будущее, посмотрите на ваши нынешние мысли и поступки».
В монастырь приходят с самыми благородными мыслями. Но примерно 60 процентов поступивших уходят, не выдержав суровых монашеских будней.
В их числе – «двоечники», не проявившие должного усердия в науках и провалившиеся на экзаменах, которые проводятся регулярно. Круг изучаемых предметов довольно широк: философия буддизма и общая философия, история религий и буддизма, языки тибетский, английский, санскрит, риторика, ведение диспутов, основы медицины, эзотерика и т.д.
- Неужели не скучали в монастыре по светской жизни, не бегали в «самоволки»? – спрашиваю Михаила.
- Случалось, бегали, - честно отвечает тот, - в кино, на футбол сходить, просто по городу погулять.
Особенно этим грешили «первокурсники». У их же монастырских собратьев постарше развлечения были более «прикладного» религиозного характера.
- Как-то мы подметали территорию возле Ступы (культовое сооружение, памятник Просветленному Уму Будды, он напоминает пирамиду и символизирует вертикальную модель мироздания) – и заметили, что, побыв возле него, наш учитель Пемо Джанг… не оставляет следов на земле, - рассказывает Михаил.
- Тогда мы решили провести эксперимент: выкопали неглубокую ямку полметра на полметра, над ней положили тонкие рамки из дерева, накрыли их газетами, все присыпали землей. И что же? Учитель спокойно прошел по нашей ловушке, ухмыльнулся и пошлее дальше!
Или еще был случай. Мой друг Саша Пчелкин, как-то ремонтируя забор, наступил на гвоздь. Ступня сильно распухла. Подходит учитель: «Что, болит нога? Я освобождаю тебя от этой работы – возьми мешок у завхоза, сходи на огород – принеси капусты». А это 4 км туда и обратно. Саша, скрипя зубами от боли, пошел. Вернулся, а нога совсем уже и не болит…
После 6 лет обучения в монастыре пришло время и Михаилу отправляться в путь – на место служения. Разговор с наставником по этому поводу был недолгим.
- Учитель сказал, - вспоминает Михаил, - что у нас в России везде есть монастыри и ритритные центры (места медитационного уединения). А в самом сердце страны, на Урале – нет. Я добавил, что и люди здесь прекрасные живут, и горы (обязательное условие для размещения монастыря) есть. Учитель, ни разу не бывавший не то что в Качканаре, а вообще на Урале, показал на карте точку, подробно описал место, где мне предстояло строить монастырь. Я не стал задавать никаких вопросов…
Место, где исполняются желания
      Так на тибетский манер переводится слово «Качканар». В указанную учителем точку лама Тэнзин Докшит (новое имя Санникова) приехал в 1995 году. С собой был только рюкзак с книгами, одеждой, «быстрой» китайской лапшой, да немного денег.
Первый «хуварак» к ламе пришел уже через неделю: случайно познакомились в городе. Сейчас у Санникова много  учеников. С каждым из них он работает индивидуально. Кроме того, летом приезжают 50-60 студентов из уральских вузов. Особенно много ребят с факультетов психологии, философии.
Надо сказать, что Санников никого к себе не зазывает. Буддизм вообще не приемлет миссионерства. Если человек духовно созрел, он сам приходит. Если не созрел, то, как гласит старая пословица, можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить.
      Люди узнают о цветке духовности, распустившемся на диких качканарских скалах, от знакомых. Некоторых ребят в поездку отправляют… родители, - глядя на друзей своих чад, вернувшихся из монастыря домой спокойными и умиротворенными.
 - Цель уединения – не закрыться и уйти от мира, а в горной тишине разобраться в самом себе, победить свои страсти, - говорит Санников.
С одной стороны, он все возрастающему потоку интересующихся буддизмом рад, с другой – времени на всех не хватает. Надо ведь с каждым побеседовать, ответить на волнующие вопросы.
 - Многие ребята хотят сразу обучаться тайным наукам, йоге, - улыбается Михаил, - и бывают немного разочарованы тем, что поначалу приходится выполнять тяжелую физическую работу. Но буддизм не приемлет теории без практики.
   И первая из практик, которую постигают прибывшие в храм, - откалывание камней от скал, таскание их на строительство монастыря. (Физический труд способствует установлению контроля над умом – главной цели буддизма).
Что же касается целей самого монастыря «Шад Тчуп Линг» (с тибетского переводится как «место практики и реализации»), то они таковы: сохранять многовековые монашеские и йогические традиции: вести образовательную деятельность (планируются лекции для всех желающих по истории и философии буддизма, астрологии, тибетской медицине, живописи и т.д.). Монастырь, надеется Санников, станет международным медитационным и психотерапевтическим центром.
На мой вопрос, как относится к планам ламы Православная Церковь, Санников отвечает: «Нормально. Сейчас у нас нет разногласий».
А вот во времена Никона особо усердные ревнители православной веры возмущались: дескать, какой-такой баптист-буддист? И почему его храм будет располагаться выше наших православных?!.
Первый и последний выход в свет
Встает Михаил рано. Колет камни, предварительно разогрев их с помощью костра, чтобы давали трещины. Также выполняет различные Практики, способствующие развитию ума, медитирует. (Хотя слово это не очень любит, говорит, есть красивый русский синоним – созерцание). Цель Практик – сделать ум подобным алмазу: чистым, прочным, острым инструментом.
Постоянной финансовой помощи ламе не оказывается – идея должна сама доказать свою жизнеспособность. Пожертвования Санников принимает, но только строительными материалами. Объясняет это тем, что не хочет чувствовать себя обязанным.
Но, естественно, лама не живет одним только «святым духом». Он очень любит чай. О нем может говорить часами. Спиртного не пьет совсем. Питается аскетично: макароны, каша, грибы. Хотя было время, плавал коком на лайнере и готовил акульи плавники под соусом авокадо. Своих лающих и мяукающих друзей кормит тем же, что ест сам.
Летом и осенью собирает грибы-ягоды. На зверье не охотится из принципиальных соображений.
Еще «горец» выращивает овощи, цветы. Специально для этих целей оборудовал клумбы. установил ветряки, движок, которые будут вырабатывать энергию. И установит  компьютер с выходом в Интернет через радиомодем – буддийский монах отлично разбирается в технике (а мама заметила лежащую спутниковую тарелку).
На «большой земле», в Екатеринбурге, он бывает редко. С содроганием вспоминает последнюю «вылазку»: друзья уговорили сходить на юбилей одного из городских телеканалов. Долго не соглашался, но когда узнал, что будут пони, - Михаил обожает лошадей, - согласился. О чем очень скоро пожалел: среди празднующих маленькие лошадки были единственными трезвыми существами. Самое угнетающее впечатление на Санникова произвели дети, которые «профессионально», как он выразился, ругались матом.
Пророчество тибетского ламы
Буддисты, по словам Санникова, живут «без родины и флага». Потому как не мудро к чему бы то ни было привязываться, ибо все земное – это майя, иллюзия. Привязанность к ним порождает страдания и ставит крест на возможности выйти из колеса рождений и смертей.
Но все-таки Качканарский лама любит Россию, верит в то, что наступят для нас лучшие времена. По его словам, о скором возрождении «северной страны» (судя по многочисленным деталям, это может быть только Россия) говорил и лама-пророк, живший в Тибете много лет назад. Все предсказанные события (например, оккупация Тибета китайцами) – сбылись.
- В мире все взаимосвязано, все живое, нет ничего мертвого, - говорит Санников. И принимается доказывать постулаты буддизма… с помощью понятий ядерной физики.
…Есть древняя притча о том, как по-разному люди осознают себя свое место в жизни. У трех людей, возводящих какое-то сооружение, спросили, чем они занимаются. Один сказал: «Копаю землю». Другой – «Дроблю камни». А третий ответил: «Я строю храм»…
Качканарский лама строит храм среди качканарских скал и, одновременно, - внутри себя.
…Когда в редакции «Качканарского рабочего» мы подводили итог удачно прошедшей «экспедиции», кто-то из моих коллег сказал: «Как все-таки хорошо, что теперь есть «Земля Санникова», где любой путник может получить приют, переночевать, поговорить с этим необычным человеком».
  Из заметок:
Монастырь «Шад Тчуп Линг» в переводе с тибетского означает «Место практики и реализации». Строительство начато 16 мая 1995 года - в День рождения Будды. В 20 км от цивилизации, недалеко от скалы «Верблюд», был заложен первый камень будущего сооружения. Основатель монастыря Тензин Докшит, в миру Михаил Васильевич Санников. От монастыря вверх ведет утоптанная тропинка  до скалы «Верблюд», от нее также по утоптанной тропке идем до памятника Юрию Гагарину.
 Вот такой необычный монастырь есть у нас на Урале и мы очень рады что побывали в нем.